Съешь монастырский пирожок…
А лучше не ешь. Целей будешь. — Я вовсе не собиралась писать эту статью в таком ключе. Ибо ничего не предвещало поначалу этого небольшого моего разочарования…
…После шумной грозы и яростного летнего ливня солнце в городе светит ясно, чисто, ветерок – прохладный и освежающий… И вообще – полная идиллия. Особенно – если ты находишься при этом еще и на территории одного из древнейших московских монастырей: Свято-Данилова монастыря.
Содержание:
Этим летом мы решили остаться дома
И с удовольствием бродим каждый день по улочкам и переулкам старинной – и не очень – Москвы. И в целом ощущение от этих прогулок очень приятное: город будто-бы расцветает на глазах: сияют новыми цветниками скверы и парки, приводятся в порядок тротуары, на центральных улицах выделено много места и для отдыха, и для милых московских развлечений – с цветными шариками и мороженым… Москва сегодня перевоплощается в своем замечательном обличье в прекрасный и уютный, развернувшийся, как говорится, лицом к человеку, город.
И в ткани этого современного города как никогда сокровенно и в чем-то даже таинственно существуют – проживая каждый свою – только им ведомую жизнь – множество старинных московских храмов и несколько монастырей, чьи золоченые купола денно и нощно напоминают нам о том, кто мы и откуда..
Обнесенные величественными старинными кирпичными стенами, они – словно столпы вечной православной веры – напоминают православному люду о простых нравственных прерогативах наших бабушек и дедушек… О совести, благочестии, ответственности, служении добру…
На пути, недалеко у входа в монастырский храм – ларьки
Казалось бы, – на первый взгляд, — вполне обычные, незамысловатые забегаловки. Так бы и решила, если бы не внушительные надписи сверху: «Монастырская выпечка».
Надо сказать, что к разного рода выпечке я вообще неравнодушна. Но, умудренная опытом, покупаю ее давно уже далеко не везде. Знаю лишь несколько мест в Москве (вполне возможно, что и не все), – где можно действительно купить разные вкусные пирожки с ватрушками… А тут – выпечка, — и написано, — не простая, а «монастырская»… Искушение превысило осторожность.
В деревянном сарайчике за прилавком девушка в платочке – послушница, надо полагать…
— Ваши пирожки реально здесь выпекаются? – спрашиваю.
— Конечно, здесь, при монастыре, — с готовностью подтверждает она.
А пирожки-то – самые разные на прилавке: и с капустой, и с рыбкой, и со всякими сладостями…
Одним словом – не удержалась. По дороге домой, мысленно возвращаясь к весомой упаковке с пирожками, предвкушала, как мы придем, сядем за стол и за чашечкой ароматного чая или кофе – порадуемся тому, как сохраняются у нас в Москве традиции русской национальной кухни (как тут ни вспомнить знаменитого Гиляровского с его гимнами знаменитому московскому общепитовскому хлебосольству давно прошедших лет…)
Пришли мы домой. Сели за стол
Я достала из монастырского полиэтиленового мешочка пирожки. Выглядят вроде ничего: пышненькие такие, желтенькие…
Правда вот — запашок от одного из них идет какой-то странноватый… — но тут же отогнала от себя нечестивую крамольную мысль, — заменив ее положительной мысленной мантрой: это ведь пирожки не простые, а монастырские!…
Запашок, впрочем, от этого менее противным не стал – но пирожок, от которого он исходил, я решила мужественно съесть лично – дабы избавиться от неподобающего этому случаю вражеского предчувствия и уберечь, в случае чего, от непредсказуемых последствий своего мужа…
И чуть-было я этот самый монастырский пирожок не съела. Слава Богу – не успела проглотить, а успела выплюнуть (уж простите великодушно за столь натуралистические подробности).
К великому моему огорчению
пирожок оказался не просто невкусным: он оказался катастрофически неприемлемым для употребления: горьким и вонючим-таки…
Боже мой!.. – искренне и глубоко огорчилась я. И вместе со мною сокрушенно огорчились и сердце моё, и душа моя…
Ну неужели же в современной Москве, — где не так уж и много таких древних святых реликвий, как Свято-Данилов монастырь, — не могут руководители этого самого монастыря внедрить на своей пекарне – ну хотя бы, по примеру того же бывшего Советского Союза – некий ОТК (отдел технического контроля), который следил бы за качеством продаваемой продукции под брендом (да-да, именно так!) – под очень серьезным брендом «Монастырская выпечка»?..
Я не говорю уже о том, что даже если брать не испорченные даниловские пирожки – то ведь и остальные они просто никакие: ни вкуса, на запаха…
И ведь есть же у нас в городе места, где реально сохранились традиции вкуснейшей русской выпечки! А если лень монастырянам искать эти рецепты в городе – почему, скажем, не обратиться – ну хотя бы в музей-заповедник Ясная Поляна, где потомки Толстого реально сохранили древние рецепты потрясающих русских пирожков и потчуют ими своих гостей. Знаю непонаслышке, что тем, кто пирожки эти яснополянские хоть раз отведал, — невозможно забыть их волшебный вкус и спустя много лет…
Но в Свято-Даниловом монастыре
похоже, никому это особо и не нужно: послушники и такое съедят. А гостям – нечего ходить, где не надо и покупать то, в чем не уверены.
Конечно, пирожки эти несчастные могут показаться кому-то обычной мелочью… Эдаким бытовым недочетом… На фоне древних стен, святости и величия…
И все же — так хочется, чтобы всё соответствовало: месту, духу, совести, традиции.
Из истории монастыря
И, в заключение печального сего повествования — еще несколько фотографий, сделанных мною вот день. (Культурологические пристрастия оказались и на этот раз сильнее гастрономических):