Паоло Тавиани. Фильм хороший, но – итальянский…
— как всегда, подвел итог дискуссии именитый московский телеведущий Александр Гордон.
Содержание:
Паоло Тавиани: Цезарь должен умереть
83-х-летний режиссер выглядел явно расстроенным. Он сидел, слегка отрешенно скрестив на груди руки и, казалось, уже перестал реагировать на происходящее: так называемую «дискуссию» на тему кино. На тему Его кино. Кино, которое они с братом явили миру уже в весьма преклонном возрасте, желая найти понимание… Желая теперь, в конце жизни, опять попытаться поставить и, возможно, найти ответы на вечные вопросы посредством того инструмента, ключ от которого Господь вложил им в руки много десятилетий назад…
И вот, в московской студии Первого канала собрались люди. Гораздо более молодые. Нетерпеливые. Нетерпимые… Шла дискуссия. В которой изначально была утрачена тема Понимания, Уважения и Пиетета. «У нас свое понимание. И нам друг друга никогда не понять,» – таков был общий лейтмотив выступлений, за небольшим исключением. –Позвольте же Вам возразить!.. У всех людей есть нечто общее!.. – недоуменно произнес интеллигентнейшего вида переводчик, что сидел рядом с итальянским Маэстро. –И что же именно у них общее?.. – последовал полунасмешливый вопрос нашего московского телевизионного «авгура».
— У них общее — сердце… — тихо, но твердо произнес переводчик, итальянский профессор русской словесности.
— Сердце?! – позвольте с вами не согласиться, — не унимался А.Гордон. – У вас сердце итальянское, а у нас…
Вот с этого интеллектуального цинизма и началось
мое реальное возвращение на Родину, в Россию, спустя месяц путешествий по всему миру. Началось это путешествие, опять же, в Италии: в Венеции мы сели на корабль – шестнадцатиэтажное круизное судно Мagnifica – и вместе с командой менеджеров и партнеров замечательной компании Amway, которая уже много лет организовывает для руководителей, создавших в партнерстве с нею свои бизнесы, такие вот прекрасные путешествия, — поплыли…
Сначала была Хорватия. Потом Греция. Дальше опять Италия… (Подробно об этом плавании можно прочитать здесь ). После – уже самостоятельно, мы с мужем, “лоцманом” и разработчиком всех наших с ним маршрутов, продолжили путешествие, и в то время, как вся группа отправилась домой, в Москву, мы сели на самолет компании AirFrance – и отправились в Париж: куда как гламурное, казалось бы, местечко… Только гламур этот самый – там вовсе не такой пошлый, как у нас. Не такой плоский. И не такой навязчивый.
Из Франции, погуляв по Люксембургскому Саду и Елисейским полям, мы отправились в Америку: пролетели и проехали на машине ее четыре Штата: Флориду, Северную Каролину, Неваду и Калифорнию: с заездами буквально во все известные точки, начиная от Майами и Беверли Хиллз — и заканчивая знойным Лас Вегасом…
И много-много было еще разных городов, городков и поселков
В них живут обычные нормальные американцы, итальянцы, греки, хорваты, французы… Зачем я всё это так вот, в куче, через запятую, сейчас перечисляю?.. Да затем, что везде, в этой самой загранице, мы видели людей. Общались с ними, проводили дни, слушали их рассказы, разговоры, видели, как и чем они живы в этом мире…
И везде: абсолютно везде! — мы видели распахнутые глаза, улыбчивые лица, открытые души… И ни одному, даже самому захудалому на вид человеку, нас встретившему в этом удивительном пути, не пришло в голову классифицировать, какой национальности у нас сердце.
Не пришла мысль о том, что наше сердце – российское, а у него (у них) – итальянское, французское, американское – и еще много-много разных людей разных национальностей мы встречали… Никому ни разу не пришло в голову сказать, что мы неспособны по причине наших «разнонациональных» сердец – просто так, по-человечески, понять и принять друг друга…
Я хочу постепенно и подробно рассказать вам на страницах моего сайта, в том числе, и об этом замечательном путешествии. Хочу показать, какую красоту и самодостаточность явил нам и на этот раз наш мир. И мне совсем больше не хочется рассказывать о записи недавнего «Закрытого показа» в связи с фильмом Паоло Тавиани “Цезарь должен умереть”. Потому что было мне после этого обсуждения просто-напросто противно и стыдно. За тех, кто представляет сегодня таким образом Россию. За тех, кто постоянно спекулирует пресловутыми фразами типа «на наш русский взгляд», «на наше русское восприятие» и проч.
Мне было стыдно перед великим маэстро Тавиани
за наших организаторов этой встречи, которые не удосужились поставить перед почтенным человеком даже банального графина с чистой водой и стеклянным (а не дешевым пластиковым, который потом ему торопливо всучили — иначе не скажешь) стаканом.
А еще было печально — о таких наших «преподавателях искусства и культуры», которые, окружив себя разномастными нимфетками от модного нынче «искусства-кино» — не потрудились на своих “мастер (?)-классах” объяснить им, что сначала нужно научиться просто уважать: труд, опыт, мастерство, возраст, наконец…
И, высказывая свое агрессивно-безапелляционно-юношеское непонимание – ситуации, того, кто сейчас с ними рядом, жизни в целом, наконец, – все эти открытия, дай Бог, у них, надеюсь, еще впереди… — сначала надо научиться учитывать, прежде всего, факт такого уважения-априори…
И уж самое последнее дело было в тот день — маститому ведущему Александру Гордону пиариться на тему национальности человеческого сердца. На первом канале. Перед миллионной теле-аудиторией. Ибо – все равно, похоже – увы! — «не в коня корм». Потому что обсуждаемый фильм на самом деле-то был хороший. Но – итальянский.
2012 — 2021 гг.