2017-04-15T21:18:23+00:00
Фрэнсис Коппола: того, чтобы понять начало

Фрэнсис Коппола: того, чтобы понять начало

Фрэнсис Коппола

Фрэнсис Коппола посмотрел своими круглыми, по-детски открытыми глазами, на присутствующих и спокойно закончил фразу: нужно знать конец. Наступила выразительная пауза. Словно разговор шел  не о том, как относиться  зрителю к его новому фильму, а о том, что сподвигло его самого на создание этого фильма. О том глубинном, бессонном,   феерическом, что живет параллельно в душе и памяти этого очень и очень непростого человека.

Разговор шел, как всегда, с полными атрибутами: пять человек «за» смотрят в упор на пять человек «против» — и каждый готов вцепиться друг другу в горло, отстаивая свою «самую правильную правду». В центре, перекладинкой всей этой буквы «п» — еще пять человек: «причастные».

И среди них…  — и вот об этом хочется уже по-другому. По-простому. По-человечески. Без чьей-то помпы. Без чьего-то пижонства. Без чьих-то подспудных желаний «засветиться на фоне»… Снежное, пасмурное утро этой непонятной очередной весны до сих пор сияет в душе.

 

Мне удалось прикоснуться сегодня ко снам великого мэтра, одного из последних могикан уходящей эпохи, человека-классика мирового кинематографа, Легенды, Творца и Художника. И это — превыше всего: званий, амбиций и многочисленных «научно-искусствоведческих теорий», какими сыпали друг в друга уважаемые приглашенные ораторы-оракулы столичных светских тусовок на записи очередного эфира Александра Гордона «Закрытый показ». И только гениальный Художник — просто сидел, не сразу все понимал, растерянно улыбался, не обращая внимания на съехавшие носки и некоторую небрежность в одежде… Потому что не это было важным. Не это заботило Маэстро. (В отличие от наших, местных, «актуальных» режиссеров, не забывающих ни на секунду: где они, кто они и название своих титулов (народный или заслуженный? ) «Я — народный!» — некто, имярек) «Ой, забыл, извините…»— в ответ ему Гордон. «Что ж, придется самому представиться…»

Нет худа без добра: первые десять минут перевод в наушники Копполы отказывался поступать: и это хоть как-то, возможно, «не уронило» в его глазах представителей столичной культурной богемы. Хотя — какое и это имеет значение!..

Состояние, в котором пребывал — и пребывает в последние годы — Фрэнсис Коппола – одно из счастливейших состояний художника, к которому стремятся многие, но достигают его лишь единицы. Это состояние полной и безоговорочной свободы духа: свободы от начала и свободы от финала, когда мысль течет, не оглядываясь по сторонам, когда образы приходят во сне, и наяву уже ничто не мешает им воплотиться…

 

Коппола говорил всем — и никому конкретно: он просто размышлял: сам с собой… В очередной раз… Просто — так случилось — что вокруг сидели какие-то люди, говорившие на повышенных тонах, на чужом ему языке и, думаю, в не совсем привычной ему манере…

«У меня нет аппарата, чтобы понять этот фильм!» — говорил один…

«Докажите нам, живущим в России…» — требовал другой…

И вдруг, из-за барьера, разделявшего «профессиональную» и «любительскую» аудитории, прозвучал ясный, почти мальчишеский голос: совсем молодой паренек вступил в диалог с Фрэнсисом — и на минуту они словно бы выбыли из общей срежессированной игры. После чего юноша, обращаясь к уважаемым критикам, ясно и уверенно произнес: «Господа, снимите очки и увидьте этот фильм!» И я тихо порадовалась: слава Богу, значит, не все еще у нас потеряно.

 

Каждый подлинный художник знает простую истину: ты всегда носишь свое прошлое с собой. О чем сняты три последних фильма Копполы, по его же словам, можно определить тремя фразами: о наследовании, об одиночестве и, последний, — о потере. И если кто-то ничего нового — ох, как же всем нравится это слово, произносимое  сегодня относительно любого вида искусства, в фильме с магическим названием «Между» так и не увидел — значит, как мудро подытожил Гордон, — вы ничего в этой жизни не теряли. Или теряли — но не то…

— Это — фильм-утешение, — сказал он и тут же, резко обернувшись к Френсису, коротко спросил: — Вы — утешились?

— Yes, — был ответ.

И еще одну замечательную истину вынесла я из этой встречи: человек, рожденный богатырем, не может стать лилипутом. И наоборот. И еще раз: Yes.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Оставьте пожалуйста Ваш первый комментарий!

Уведомлять о
avatar
wpDiscuz